?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

     Российские общественные деятели, писатели, бизнесмены призывают создать в России общенациональный мемориально-музейный комплекс памяти жертв политических репрессий (спасибо ta_kosinova и sivilia_1). Это на самом деле нужно. Стыдно, что сих пор такого национального музея нет. Гадко - от того, что до сих пор огромный массив документов засекречен или, несмотря на формальное разрешения допуска, скрыт от общества.
     "Почти каждый год Россия отмечает горькие даты. В прошлом году исполнилось 70 лет Большому террору 1937—1938 годов. В следующем грядет еще один страшный юбилей — 80-летие кровавого 1929 года, года «Великого перелома».

Нет в России практически ни одной семьи, не пострадавшей от сталинских репрессий. Как свидетельствуют исторические документы, миллионы людей прошли через систему ГУЛАГа, миллионы умерли в лагерях и на спецпоселениях, около миллиона были казнены.

Мы говорим о жертвах — миллионы, считая обычным делом погрешность в сотни тысяч жизней. Это так же неестественно, как плюс-минус народ. Нам надо помнить времена бессилия личности перед властью, времена, когда насилие казалось кратчайшим и верным путем к справедливости и благополучию.

Да, есть литература, архивы, есть память, переданная нам отцами, но нет единого пространства, соединяющего боль отдельных людей в единое целое. А значит, совершенно очевидны потери этой памяти и этой боли, что происходят на наших глазах. С уходом свидетелей тех событий пропадает подлинная история, которая заменяется мифами и холодными строчками учебников. И на этих пустырях памяти оживает зловещая фигура Сталина — теперь уже в образе «эффективного менеджера».

После 1953 года сотни тысяч репрессированных вышли на свободу, и как точно сформулировала Анна Ахматова, «встретились Россия сидевшая и Россия охранявшая». Потом был XX съезд КПСС, реабилитация невинных жертв, многие белые пятна нашей истории были ликвидированы в годы гласности и перестройки. Но значительная часть архивов не доступна и по сей день.

Нынешним и будущим поколениям нужна память и знания о репрессиях сталинского режима. Поэтому появилась идея создания общенационального Мемориально-музейного комплекса, посвященного увековечиванию памяти жертв.

Мемориал — это не только оценка прошлой эпохи. Нам очень важно понять, почему это стало возможным и как это было.

Мемориал — это память о каждом человеке. Это пространство для встреч и раздумий, для осмысления прошлого, без которого невозможно создавать будущее.

Мемориал — это поистине народная задача. Он должен помогать становлению гражданского общества, воспитанию граждан демократической России.

Comments

( 72 comments — Leave a comment )
monorels
Jun. 10th, 2008 01:08 pm (UTC)
Я думаю, если такой музей откроют, он станет издевательством над памятью членов Леевой Оппозиции, погибших в лагерях. О них все равно не расскажут правду, кричать будут про солженицыных и про то, как сейчас все хорошо. Не время сейчас для такого музея.
marchenk
Jun. 10th, 2008 01:33 pm (UTC)
Ничего подобного!!! Если Вы хоть немного знаете о деятельности "Мемориала", то должны сознавать неоправданность подобных подозрений (в книге памяти полным полно имен коммунистов, эсеров, анархистов и т.д. - никого не "вычеркивали" по политическим мотивам; выходили отдельные книги, статьи и т.д. по судьбам разных ветвей левой оппозиции - кто-то же должен проделывать эту работу!!). Вообще... Знаете, очень Вас попрошу - найдите и прочитайте книгу Евгении Гинзбург "Крутой маршрут". На первой же странице, в предисловии (у меня издание 1991 года) Вы найдете такие строки: "Я старалась все запомнить, в надежде рассказать об этом тем хорошим людям, тем настоящим коммунистам, которые будут же, обязательно будут когда-нибудь меня слушать".
Неужели это время еще не пришло?
P.S. Вы знаете, что я спокойно отношусь к самым разным идеологиям. В том числе - и к коммунистической. Среди моих личных друзей есть коммунисты (сам я никогда не был и не стану коммунистом), к которым я отношусь с огромным уважением. Но - среди них нет ни одного сталиниста или человека, считающего что ГУЛАГ, политический террор, принудительную коллективизацию, преследование диссидентов и т.п. не были самым страшным ударом по левым социальным движениям и партиям ХХ века. Для меня это своего рода тест. Как и венгерские, чешские события известных лет.
Если российские левые до сих пор не способны отрефлексировать и честно публично говорить о подобных вещах - грош им цена. То, что они защищают персоналии, лично ставившие подписи под приказами, поставивших миллионы людей в бесправное, униженное, деформирующее естественные человеческие связи, беззащитное перед пыточным садизмом положение - это низость, глупость, трусость. Если по-настоящему дороги идеалы свободного человека, общества, свободного от эксплуатации и проч. - ДОЛГ любого коммуниста сделать все, чтобы музей памяти был. Хотя бы потому, что это прежде всего память коммунистов, от имени которых совершались преступления (против воли многих и многих членов партии - и рядовых, и "элиты").
(no subject) - monorels - Jun. 10th, 2008 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexkinzer - Jun. 10th, 2008 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atlas_mozga - Jun. 10th, 2008 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marchenk - Jun. 10th, 2008 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marchenk - Jun. 10th, 2008 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - isya - Jun. 10th, 2008 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atlas_mozga - Jun. 10th, 2008 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marchenk - Jun. 10th, 2008 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexkinzer - Jun. 10th, 2008 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - monorels - Jun. 10th, 2008 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marchenk - Jun. 10th, 2008 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - monorels - Jun. 10th, 2008 07:30 pm (UTC) - Expand
Вы не внимателььны - ta_kosinova - Jun. 10th, 2008 07:12 pm (UTC) - Expand
Re: Вы не внимателььны - monorels - Jun. 10th, 2008 07:17 pm (UTC) - Expand
Re: Вы не внимателььны - ta_kosinova - Jun. 10th, 2008 08:51 pm (UTC) - Expand
Re: Вы не внимателььны - monorels - Jun. 10th, 2008 11:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andy_hro_org - Jun. 11th, 2008 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - marchenk - Jun. 11th, 2008 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ta_kosinova - Jun. 10th, 2008 08:56 pm (UTC) - Expand
Re: Вы, как минимум, не внимательны - (Anonymous) - Jun. 11th, 2008 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marchenk - Jun. 16th, 2008 12:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - crazycat_meyr - Jun. 12th, 2008 09:42 am (UTC) - Expand
reader59
Jun. 10th, 2008 01:46 pm (UTC)
Уже есть музей Сахарова. Его пример показывает, что страна, по крайней мере пока, не заслужила такого права.
atlas_mozga
Jun. 10th, 2008 02:24 pm (UTC)
Нынешнее общество, возможно, и не заслужило, а сами жертвы и их дети? И вообще, мне кажется, это какая-то несерьезная постановка вопроса "заслужили", "не заслужили". Честное слово, это совсем не те категории.
(no subject) - reader59 - Jun. 10th, 2008 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atlas_mozga - Jun. 10th, 2008 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - reader59 - Jun. 10th, 2008 11:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - atlas_mozga - Jun. 10th, 2008 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - reader59 - Jun. 10th, 2008 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marchenk - Jun. 11th, 2008 01:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - reader59 - Jun. 11th, 2008 02:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - marchenk - Jun. 10th, 2008 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - reader59 - Jun. 10th, 2008 11:14 pm (UTC) - Expand
alicebrown
Jun. 10th, 2008 04:45 pm (UTC)
Нужен такой музей. Очень нужен, потому что именно единое пространство имеет великую силу. Ничто на меня так не подействовало, как Дахау с его огромной территорией и архивами, в которые пускают всех. Правда это будет трудно сделать, не только потому что уходят свидетели.
marchenk
Jun. 10th, 2008 07:43 pm (UTC)
Важно как он будет создан. Если усилиями какой-то группы людей (пусть и многочисленной группой) - не стоит. Сам акт создания - знаковый момент. Национальная память требует национального сознания. Нужна кооперация государства, партий, бизнеса, НПО... По поводу значения Дахау в Германии есть согласие (если не считать самых праворадикальных групп).
(no subject) - reader59 - Jun. 10th, 2008 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marchenk - Jun. 11th, 2008 01:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - andy_hro_org - Jun. 11th, 2008 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - alicebrown - Jun. 11th, 2008 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marchenk - Jun. 16th, 2008 12:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - alicebrown - Jun. 16th, 2008 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - alicebrown - Jun. 11th, 2008 11:56 am (UTC) - Expand
natal_li
Jun. 10th, 2008 08:53 pm (UTC)
Спасибо.
netspiderul
Jun. 11th, 2008 08:06 am (UTC)
А какие именно архивы не раскрыты?
andy_hro_org
Jun. 11th, 2008 10:30 am (UTC)
Про нераскрытые архивы почитайте здесь:
http://www.hro1.org/node/2439
(no subject) - alicebrown - Jun. 11th, 2008 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - netspiderul - Jun. 11th, 2008 07:07 pm (UTC) - Expand
crazycat_meyr
Jun. 12th, 2008 09:43 am (UTC)
давно пора
marchenk
Jun. 16th, 2008 12:52 am (UTC)
Да. Только, пожалуй, получится как с Катынским делом... Вряд ли удастся не то что массовую поддержку идеи музея получить, но и мобилизовать хотя бы небольшую часть общества на то, чтобы систематически требовать расширения доступа к историческим источникам той поры.
antimarchenk
Jun. 13th, 2008 07:23 pm (UTC)
Согласен, нужен такой музей. Коммунизм должен быть осужден.

Но скоро также нужен будет и музей жертв либерализма: Музей геноцида русского народа в 90-х и начале 21 века. "Сверхсмертность" в количестве 11,5 млн. человек (официальная цифра, озвученная В.В. Путиным), не считая неродившихся - такое не может происходить "случайно" и быть списано на так называемый "переходный период". Придет время и мы потребуем процесса подобного Нюрнбергскому, который осудит преступную человеконенавистническую идеологию неолиберализма.
marchenk
Jun. 15th, 2008 06:32 pm (UTC)
Если Вы обратили внимание: речь идет о музей жертв памяти политических репрессий, а не жертв коммунизма.
Какое отношение к неолиберализму имели деятели из круга Бориса Ельцина - Вам судить. По мне так немногие из политиков той поры придерживались ценностей классического либерализма (не говоря уже о каких-то нео-...).
Рекомендую: почитайте словарное определение слова "геноцид".
Вы на самом деле считаете что в 90-ые годы политика определялась сверхцелью "уничтожения русских"?
(no subject) - antimarchenk - Jun. 16th, 2008 10:33 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 15th, 2008 12:16 pm (UTC)
Демагогия рождает недоверие
<Нет в России практически ни одной семьи, не пострадавшей от сталинских репрессий>

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ВАШЕЙ СЕМЬЕ, СРЕДИ ВАШИХ БЛИЗКИХ И РОДСТВЕННИКОВ БЫЛИ ЛЮДИ, РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В СТАЛИНСКИЕ ВРЕМЕНА, ИЛИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ НЕ БЫЛО?

был (-а) сам (-а) репрессирован (-а),
были репрессированные среди близких и
родственников 20%

репрессированных не было 70%

затрудняюсь ответить 10%

http://bd.fom.ru/report/map/dd060822


semen_serpent
Jun. 15th, 2008 12:20 pm (UTC)
Прошу простить за анонимность
забыл залогиниться.
При чем здесь статистика?! - (Anonymous) - Jun. 16th, 2008 02:08 pm (UTC) - Expand
Опять - semen_serpent - Jun. 16th, 2008 02:10 pm (UTC) - Expand
kmorozov
Jun. 18th, 2008 06:46 am (UTC)
Где должен располагаться Музей памяти ?
Как известно, есть разные точки зрения на этот вопрос. Так, СМИ пишут, что : "Михаил Горбачев предложил переделать в музей жертв репрессий Бутырскую тюрьму в Москве.

"Как тюрьма она уже негодная, а вот как музей - это самое подходящее. Никто уже не перепутает - Бутырка", - сказал Горбачев. Предприниматель Александр Лебедев поддержал идею превращения Бутырской тюрьмы в исторический памятник, отметив, что Бутырский тюремный замок архитектора Матвея Казакова мог бы стать одним из важнейших элементов общенационального мемориала ГУЛАГа. При этом он напомнил, что великие памятники, посвященные жертвам трагедии, существуют в мире и привел в пример Музей Холокоста.

...Со своей стороны глава общества "Мемориал" Арсений Рогинский сказал на пресс-конференции, что в настоящее время предлагается несколько мест создания мемориала жертвам репрессий.

"Бутырка - это один из вариантов, которые мы представляем. В Москве или около Москвы нужна большая территория. Возможно создание мемориального комплекса в районе канала "Москва-Волга". Это самый большой советский лагерь 30-х годов прямо на территории Москвы", - сказал Рогинский".
Хотелось бы обсудить этот немаловажный вопрос.
Мне лично Бутырская тюрьма, кажется наилучшим вариантом. Ьутырская тюрьма - это не только символ репрессий 30-40-х годов, когда через Бутырку прошли десятки тысяч заключенных, отправленных оттуда или на тот свет или в лагеря. Но Бутырска это еще один из символов борьбы первых советских политзаключенных 20-х годов. Именно в Бутырке в 1921 г. было массовое избиение политзаключенных социалистов и анархистов и развоз их в во Владимирскую, Орловскую, Ярославскую тюрьмы.
Именно в Бутырке политзаключенные голодовками и протестами добились от властей создания "политрежима", о котором так красочно вспоминала эсерка Бабина полвека спустя (http://socialist.memo.ru/books/ )
Именно в Бутырки были переведены из Внутренней тюрьмы ГПУ на Лубянке часть подсудимых по процессу социалистов-революционеров, где и проходили одни из самых драматических эпизодов их борьбы за политрежим – самоубийство члена ЦК ПСР С.В.Морозова в декабре 1923 года, легендарная «развезенная голодовка» 1925 года и попытка самоубийства Е.А.Ивановой в 1926г. – см.: http://socialist.memo.ru/books/lit/morozov/index.htm
Фактически мы можем говорить, что Бутырская тюрьма это не только один из символов репрессий режима, но и один из символов сопротивления этим репрессиям и этому режиму со стороны политзаключенных.
Считаю очень важным, чтобы Музей памяти хранил память не только о репрессиях, но и о сопротивлении властям как на свободе, так и в тюрьмах.
Вообще это совершенно удивительная и завораживающая тема свободного человека в несвободе! - http://socialist.memo.ru/photoalbum/gal1/albumck.htm
Политзэку-поэту 40-х Олегу Бедареву принадлежит стихотворение, позже ставшее песней, в которой есть такие слова:
Пусть ветер воет глухо
В сырой осенней мгле,
Но кто свободен духом,
Свободен и в тюрьме6.
Многие эсеры, меньшевики, анархисты, троцкисты , это не только объекты репрессивных упражнений власти, но и еще субъекты борьбы с ней до самого своего конца!
Музей памяти должен быть не только местом скорби и жалости к уничтоженным, но и местом уважения и гордости за тех, кто в таких страшных местах как Бутырка сумел остаться свободным!
Бутырка для этого подходит как нельзя лучше! Я бы с удовольствием взялся бы за создание той части музейной экспозиции Музея памяти в Бутырках, где рассказывалось о избиении политзаключенных в 1921г., их политрежиме в 1921-1922гг., многочисленных голодовках и самоубийствах осужденных членов ЦК ПСР по процессу с.-. в 1922-1926гг., да о 19 декабря расстреле 1923 г. возле Савватьевского политскита на Соловках забывать нельзя. Как и борьбе политзаключенных в Верхне-Уральском политизоляторе, Суздальском и Челябинском политизоляторах, и о их борьбе в лагерях уже в 30-е годы, в том числе и о знаменитой борьбе троцкистов в лагерях.
Кстати, уверен, что и троцкисты не останутся равнодушными к наполнению экспозиции лагерного сопротивления троцкистов в будущем Музее памяти!
( 72 comments — Leave a comment )

Profile

marchenk
Артем Марченков / Artem Marchenkov
МПД

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Witold Riedel