?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

     В истории с закрытием ЕУСПб - то ли тайм-аут, то ли кружевное перемирие, то ли рекогносцировка и передислокация сил перед... Перед чем?
     Черновая работа идет своим чередом: продолжается сбор подписей (по-русски и по-английски), публикуются открытые письма, растет число публикаций в СМИ (сплошь комплиментарные для ЕУ), есть англоязычный блог (grazie mgabo  ), идут какие-то консультации и переговоры... Не совсем понятно, каким образом это невообразимое количество действий и коммуникаций перейдет в новое качество. Например, является ли временно приемлемым компромиссом получение помещений в аренду? Каковы конечные требования ЕУ, после удовлетворения которых отпадет необходимость в массовой мобилизации сторонников? Кто, собственно, может объявить "всем спасибо, все свободны"?
     Время "разбора полетов" еще впереди. Пока - несколько разрозненных коротких сображений.
     1. Кризис вокруг ЕУ обладает всеми признаками крупного события. Англоязычная онлайн-петиция в настоящий момент собрала 2697 подписей, русскоязычная - чуть больше 1500 (надо поднажать - сбор продолжается!). Число тех, кто почувствовал себя задетым многократно превышает тех, кто причастен к ЕУ или являлся прямым "потребителем благ". И это - с учетом того, что первые две недели ректорат намеренно тормозил акции поддержки, а затем - просьба о помощи распространялась в основном по каналам "академического сообщества" (тех же подписей могло бы быть значительно больше, если б обращения выкликали не только исследователей, преподавателей, аспирантов и студентов).
     2. Даже беглый просмотр списка подписантов "внушает": и звучностью имен, и дружной солидарностью "людей, несовместимых ни при каких прочих обстоятельствах". В книгу рекордов LJ сбор подписей войдет как самая массовая "развиртуализация" (за никами появились реальные имена). В течении нескольких дней френд-ленты были усыпаны баннерами и кросс-постами. Предметом затаенной гордости было ворчливо посетовать на это.
     3. Ничуть не сомневаюсь, что в самое ближайшее время инициативные группы слушателей и сотрудников ЕУ отправят в пожарную инспекцию благодарственное письмо и ящик армянского коньяка. Перерыв в занятиях и чехарде конференций, туманность ближайших перспектив не должны затмевать очевидного: благодаря пожарникам и суду, университетский кризис задал фокус трансграничной символической солидарности интеллектуалов, стимулировал рефлексию относительно условий академической автономии, заставил задуматься о незащищенности ниши социальной критики и независимых исследований. Злые языки уподобляли закрытие ЕУ инъекции аменазина в шизоидный, герметичный, социопатический мир "жителей Касталии". Добрые языки, напротив, расписывали ЕУ как модель открытой, депровинциализированной, профессиональной, "прогрессорской" науки, а атаку на нее связывали с противоречием склизкому духу времени. Горячие языки рассматривают кризис как "точку роста", призывая превратить ЕУ в анклав "европейского телоса", в плацдарм для начала долгожданной реформы системы образования, в "Шаолинь российского Просвещения" и, одновременно, в зону эвакуации всего, что еще осталось разумным, вольнодумствующим, живым.    
     4. Больше всего впечатляет в борьбе за спасение ЕУСПб то, что... не видно злокозненных антагонистов. Весь сюжет - в драматургии театра абсурда. Даже пожарники с судьей "ничего личного" против гуманитариев не имеют и признают всемирно-историческое значение "удушаемого". Многое писалось о политической подоплеке конфликта... При этом не одна из политических сил не взяла на себя "ответственность за террористическую акцию". В подписном листе - фамилии "чистых ученых" мирно пасутся с пламенными противниками режима и охранителями. out_of_frame  отразил ситуацию в замечательном эпизоде из переписки бывшего аспиранта с бывшим научным руководителем:
     "Аспирант: «Уважаемый….! Помогите разрешить возникшую моральную дилемму. Как приличный человек я чувствую необходимость подписать заявление в поддержку ЕУ. Я всегда хорошо относился к ЕУ, хотя никогда там не был. Это, несомненно, достойный вуз – так, во всяком случае, мне говорили. Но как быть с пожарной безопасностью? Ведь, подписав петицию, я как бы лично буду содействовать пренебрежительному отношению к важным требованиям обеспечения жизнедеятельности. А если и правда пожар? И что, если там не в порядке проводка, а известные лица просто пытаются политизировать элементарный факт халатности со стороны руководства вуза? Не стоит ли им и в самом деле сначала починить проводку, а уже потом трубить тревогу? Помогите советом…»
     Научный руководитель: «Дорогой…! Сделайте милость, не прикидывайтесь бóльшим идиотом, чем Вы на самом деле являетесь. Подписывайте и не выеживайтесь…» (Вы часом не забыли поставить свою подпись - здесь!).
     5. О. Карпенко: "Чиновники с упорством и бескомпромиссностью революционеров применяют букву закона, отказываются от обычных в аналогичных ситуациях обсуждений и согласований. Почему такая бескомпромиссность и почитание закона не внушает уважения и доверия даже самым законопослушным людям? Потому что единственная цель "показательных" процессов, направленных на выбранные по тому или иному критерию (медийные, образовательные, бизнес, политические и т.п.) организации или на отдельных граждан – это запугивание остальных. В контексте противоречивого российского законодательства такие процессы воспитывают не уважение к закону, а страх перед государственными структурами, наделенными правом его интерпретировать и применять". Версия образцово-показательной порки западно-ориентированной, свободолюбивой, независимой (ибо качество образования ЕУ позвляет делать интернациональные карьеры) по умолчанию является наиболее распространенной. ЕУ противостоит не субъект (с ФИО, должностью, черной рейдерской душой и т.д.), а бюрократическая система, обладающая колоссальной силой инерции и отсутствием разума (коли не наделять таковым "чиновничью корпорацию").
     То же по сути, но сформулированное на языке марксистской социальной критики подозрение звучивает Артем Магун: "закрытие университета стало частью нового тренда в российской политике, развившегося в последний год и выразившегося в борьбе с влиянием Запада: закрытие Британских советов, конфликты с европейскими наблюдателями на выборах, обвинение правозащитников и других либералов в том, что они «шакалят» и т.д.". Правда репорт об огне по "штабу космополитической интеллигенции" Артем усиливает пророчеством: "Впервые в новой истории России, скажем так, со времен Николая Первого, власть вообще отказывается от опоры на интеллигенцию и заменяет ее полуобразованным чиновничеством и низкопробной культуриндустрией".
     Не берусь судить, насколько оправдан макрополитический анализ обоих авторов, но одно можно сказать точно: история с ЕУ эмоционально мобилизует (и воссоздает) социальный слой, который некогда, капитулировав, был полным составом зачислен в обоз гражданского общества. Я имею ввиду... интеллигенцию. Именно ей адресован эмансипирующий призыв левакв из "Что делать?": "...нанесен удар по интеллигенции и студенчеству страны, удар, который является сигналом к подчинению: за ним последует более широкая волна Gleichschaltung, выстраивания, научных и образовательных учреждений".
     6. Уже сейчас можно сказать, что из коммуникативно-информационного облака, ныне гремящего громом петиций, разряжающегося молниями кросс-постинга и e-mail, возникают связки и цепочки, которые останутся существовать и после того, как отпадет нужда в оперативном "антикризисном менеджменте". Не факт, что они кристаллизуются в какие-то "невидимые исследовательские колледжи", скрепленные, помимо профессиональных интересов, общим пониманием этоса интеллектуала, его социальной миссии и роли в модернизационных процессах. Не факт, что возникнут какие-то студенческие и младоаспирантские группы по типу OD-group, осознавшие "шкурную потребность" в академических свободах, реформе образования, возможности конвертировать свой избыточный (на фоне) интеллектуальный и символический капитал в какие-то устойчивые позиции внутри коррумпированного и деградирующего университетского поля. Тем более маловероятно, что состоится приток интеллектуалов в гражданские организации или - что появятся new social movements (что жаль - интеллектуалы сейчас нужны именно в качестве интеллектуалов, а не "уличных активистов" или "менеджеров НПО").
     Образовавшиеся неформальные сети нереально капитализировать (активировать, побудить к приращению качественно нового гражданского состояния) "извне", из какого-то "руководящего центра", "авторитетной моральной инстанции". И тем не менее, даже в отсутствие "социального договора" между интеллектуалами, в ближайшее время появятся эмансипирующие эффекты разговора между ними.
     7. Реплика в стиле "sapienti sat": источником инновационного импульса (к социальной критике, к актуальным и резонансным исследованиям, к интеллектуальному действию и протестному самосознанию), оживляющего "мыслящих тростников России" станет не западная, а международная интеллектуальная элита. В Гермесах - "фрилансеры поневоле" (прекариат как явление - уже у порога мегаполисов). ЕУ - символ вертикальной мобильности, при которой "гамбургский счет" в науке не ассоциируется с аскетическим поеданием акрид, "свитерами в катышках" и унизительной барщиной на университетскую администрацию. Внутри провинциальных вузов разрывы между "участниками образовательного процесса" таковы, что число системно неразрешаемых конфликтов неминуемо идет на наращивание "критической массы" (ныне - лишенной языка и самосознания). Свертывание программ академического обмена, подмена науки наукообразным доктринерством, казенная мертвечина, лишающая вкуса массивные "инвестиции" в образование накануне выборов... Множеству умных людей нечем дышать. А тут - вдобавок ко всему начинают крушить стены худо-бедно обжитых интеллектуальных резерваций типа ЕУ, Шанинки, просветительских программ Британского совета, каких-то догорающих "международных гуманитарных летних школ" и т.д.
     8. По делу: издалека не разглядеть что именно и какими темпами происходит в среде, активно участвующей в разрешении кризиса вокруг ЕУ. Есть впечатление, что не все ладно в коммуникациях между факультетами, преподавателями, ректоратом, слушателями, инициативными группами сочувствующих. С одной стороны, это хорошо - каждый занят своим делом (переговоры, сбор подписей, информационные рассылки и проч.), с другой - непонятен пошаговый сценарий, где прописано не столько разделение ролей у "протестантов", сколько четкий алгоритм - мы завершаем такой-то этап и если ситуация кардинально не меняется, то - переходим к следующему... Вплоть до...
     9. Инсайд принадлежности к общему карассу - это кажется или и впрямь в воздухе есть нечто такое?
     10. Обменялся несколькими письмами вокруг вопроса: "Насколько совместима академическая наука и гражданская активность?". Мои корреспонденты, сожалея, выказывали скепсис:  ЕУ уже проиграл, "слив" проект IRENA, продемонстрировав низкий уровень солидарности "между факультетами" (сторонники scholarship готовы потворствовать малодушию ректора и отстегивать commitment ради сохранения своих тихих аутичных радостей чистого познания).
     Мне кажется, что есть недоразумение, связанное с бытовыми стереотипными представлениями о "гражданской активности" и ролевой позиции интеллектуала. Давайте, прежде чем начинать этот разговор, припомним две цитаты:
     * фраза Делёза из его диалога с Мишелем Фуко ("Интеллектуалы и власть"): "Для нас теоретик-интеллектуал перестал быть субъектом, представителем чьей-то совести или олицетворением чьего-либо сознания. Ибо те, кто действует и борется, перестали быть представляемыми кем-либо, будь-то партией или профсоюзом, которые, в свою очередь, присваивали бы себе право быть их сознанием. Так кто же говорит и кто действует? - Это всегда некое множество, даже в говорящей и действующей личности. Мы все группки. И потому представительства больше нет, есть лишь действие, действие теоретическое, действие практическое, находящееся в отношениях перехода или сплетения". Этот диалог сюжетно непроизвольно воспроизводят Саша Бикбов и Дмитрий Виленский в "О критике и Практике".
     * из Пьера Бурдье: "В умах большей части образованных людей, особенно тех, кто занимается общественными науками, присутствует дихотомия, которая мне представляется совершенно гибельной: раскол между scholarship и commitment, между теми, кто посвящает себя научной работе, используя научные методы и адресуя свои труды другим ученым, и теми, кто вступает в бой, вынося свои знания за пределы научного сообщества. Это противопоставление — искусственноe. На самом деле нужно быть независимым ученым, который работает по правилам scholarship, для того, чтобы производить ангажированное, легитимно ангажированное знание, и вводить это знание в бой. Такое знание рождается только в ходе работы, подчиненной правилам научного сообщества".
     Это я к тому, что нет смысла гадать - совместима ли гражданская (социальная, социогуманитарная, политическая) активность с учеными штудиями. Современный университет насквозь пронизан теми же системными противоречиями, которые есть "на улице и площадях". Тот же ЕУ при всем желании не может кому-либо делегировать решение своих проблем - нет ни партий, ни профсоюзов, ни гражданских ассоциаций, которые пришли бы в кабинет Вахтина и сказали бы: "Дорогой Н.Б., посиди, чаю выпей... Сейчас мы все уладим".  И выпускники ЕУ обречены на то, чтобы как-то выстраивать свои исследовательские биографии в том интеллектуальном ландшафте, который есть. Если они не безнадежно инфантильные дети, то двух-трех лет пост-пост-дипломного и постдиссертационного существования им хватит, чтобы понять - воспроизводить свою идентичность исследователя и независимо мыслящего человека при стоящих на вышках "Добреньковых" не выйдет.
     Из блога tienare "многие меня спрашивают, что же на самом деле произошло с ЕУ и не пора ли на баррикады. Отвечаю: 1) не знаю, 2) пора". Ясно, что "баррикады" тут метафорические. Также ясно: подобный настрой и интеллектуальный потенциал, что есть у людей, взволнованных ситуациями вроде кризиса с ЕУ, борьбы на Соцфаке МГУ, бунта на истфаке Саратовского универа и т.д. способны качественно изменить активистские среды. Вряд ли это будет политический протест (системные перемены требуют полной самотдачи, работы full-time, готовности принять высокие риски, "форсированной", скажем так, эмоциональности и проч.). Вероятнее - какие-то проектные инициативы гражданского, социального, социогуманитарного типа. Отличные по технологиям, самоорганизации, ресурсной базе и проч. от "классического гражданского общества" (в условиях даже soft-авторитаризма "классики" - не жильцы). К слову сказать, ЕУ - негосударственное учреждение, общественная организация по сути и по духу.
     P.S. Френды, не забудьте внести свои
. Подпишите обращение в поддержку Европейского университета в Санкт-Петербурге!!!

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
opus_incertum
Feb. 25th, 2008 03:30 pm (UTC)
Договор об аренде альтернативных помещений пока не получил официального одобрения. Если он не будет ратифицирован в ближайшие дни, у ЕУ отберут лицензию. Кроме ттого, продлен срок работы комиссии ФРС, продолжающей проверку на соответствие деятельности ЕУ - лицензии (та же угроза). Из Питера продолжают идти тревожные сигналы (в России сегодня выходной, ситуация подвешена). Дело может уйти в бюрократическую трясину. Увы, расслабляться и праздновать победу пока нельзя.
marchenk
Feb. 25th, 2008 03:44 pm (UTC)
Да, я ссылку на диалог Миши Габовича с tanchobara в текст вставил: http://community.livejournal.com/save_eu/19641.html. Там она подробно расписывает ситуацию... Но...

Фразы вроде "мы, студенты, к сожалению это пока сами никак не можем прояснить... знаем только что лицензия у университета на образовательную деятельности, а её как раз и запрещено вести... возможно это с формулировкой "в здании", поскольку лицензии обычно в России по закону к полощадям привязаны... Постараюсь что-то выяснить, но скорее всего это надо выяснять у отдела по развитию ЕУСПб, контакты есть на сайте www.eu.spb.ru" говорят о том самом "разрыве коммуникаций" между разными командами, пытающимися восстановить нормальную работу.

В сообществе появляется инфа: обещали предоставить аудитории в аренду.
Это - приемлемо или как? Нужно, чтбы оперативно появлялись комментарии от "официальных лиц" ЕУ.

Плюс... деликатный момент... Сила ЕУ сейчас - в откровенности и принципиальной публичности. Как действия, так и обсуждения. Первоначальный призыв ректора "фильтровать речь", чтобы не навредить словом пора отменять.
Люди много пишут в блогах под замками, перешли на e-mail... Срабатывает нечто вроде императива из стишка:
"Хочется пукнуть, а пукнуть нельзя
услышать фашисты, погибнут друзья".
Не дело это.

Сейчас - пока идет какой-то невидимый "для зала" переговорный процесс, юр.консультации и т.д. нужна гласная и свободная рефлексия. Пусть осторожничают и взвешивают слова Вахтин, Хархордин и др. Их должность и ответственность обязывают.
Репортерам в ЕУ сейчас делать нечего. Время - анализа и дешифровки символического смысла ситуации.
urukhaj
Feb. 25th, 2008 04:34 pm (UTC)
А что произошло на саратовском истфаке?
marchenk
Feb. 25th, 2008 05:14 pm (UTC)
Я погуглил по-быстрому, чтобы не пересказывать своими словами. Это ссылки с разных сторон:
http://istfaksgu.narod.ru/
http://ikd.ru/node/410
http://www.sgu.ru/smi/article65.php
http://www.gazeta.ru/2006/04/14/oa_196018.shtml и т.д.
Что там был на самом деле - не знаю.
semen_serpent
Feb. 26th, 2008 11:35 pm (UTC)
На пост ректора СГУ претендовали два кандидата: профессор Коссович с мехмата и профессор Мирзеханов с истфака. Выборы выиграл Коссович. Стал устанавливать свой контроль в университете. Мирзеханов ему воспротивился, делая ставку на победу на следующих выборах ректора. Слово за слово, х..м по столу - третий год воюют.
(Deleted comment)
marchenk
Feb. 26th, 2008 06:41 am (UTC)
Политическая рефлексия - не единственно возможная. Более того, то как она ставилась до сих пор (за исключением активистов-интеллектуалов из "Что делать?") - это рефлексия спекулятивная, "неумная".
"Неумность" я вижу в том, как задаются вопросы: строятся догадки о том, кто стоит за "наездом" на ЕУ, кому это выгодно и проч. Это "бессубъектные", "пустые" вопросы. Какой смысл размышлять о том, что ситуация значит для кого-то, какие ставки у этого кого-то, если не задан вопрос самому себе: а ты как расположен в этой ситуации? каково твое отношение? каковы твои действия? и т.д. Только после того, как даны ответы на эти вопросы, есть резон интересоваться намерениями и идентификацией "других игроков".

Я акцентирую внимание на "гражданском и социогуманитарном смысле" происходящего, поскольку ассоциирую себя с этой сферой. Политикой по мере сил интересуюсь, но там я - не субъект, там у меня нет личных "ставок".

Кто "отменит запрет"? Так и раньше его источником не был Вахтин. Было заключено нечто вроде неформальной конвенции. Сейчас срок ее действия истек. Чем разнообразнее, "разноугольнее" будет осмысление - тем лучше. Те же леваки из "Что делать?" рефлексировали, что значит история с ЕУСПб для их идеологического проекта, для их группы. Ничто не мешает и другим сделать то же самое (в виде индивидуальных или групповых размышлений).
(Anonymous)
Feb. 26th, 2008 11:03 am (UTC)
Приостановлена лицензия
Артем, последняя информация: у ЕУ Комитетом по науке и высшей школе пиростановлена лицензия. См.:
http://grey-dolphin.livejournal.com/167978.html
С уважением,
Т.Косинова
leokondrat
Feb. 26th, 2008 08:17 pm (UTC)
"Репортерам в ЕУ сейчас делать нечего". В переводе на человеческий это означает, что никакого гуманитарного учебного, или исследовательского учреждения не существует.
Иначе секретам было бы неоткуда взяться. Открытость с прозрачностью сейчас не ко времени? Успехов в тайной борьбе за дело пожарной безопасности!
(Deleted comment)
marchenk
Feb. 25th, 2008 05:43 pm (UTC)
Дык вне зависимости от того, кто все начинал и с какими целями - внутри ситуации возникают свои расклады. Парадксальным образом эта история - к лучшему. Трезвит и лучше дает понять тенденцию. Плюс - возникает какое-то подобие модернистской части академического собщества.
anbotticel
Feb. 25th, 2008 05:57 pm (UTC)
Маркса забыли?Пора ГАИ ругать.Тадысь кинут корку.У академического сообщества нет друзей,только Хозяин.Мечьты сбылись.
marchenk
Feb. 26th, 2008 06:43 am (UTC)
О Марксе забудешь, пожалуй... :) Если Вы посмотрели номер газеты "Баста" (а в "теле" поста есть ссылка), то обнаружите осмысление кризиса в ЕУ с позиций неомарксистской критики. Но это, разумеется, не единственная позиция.
(Anonymous)
Feb. 25th, 2008 07:19 pm (UTC)
Спасибо!
Артем, ждала нечто подобное именно от Вас. Первый настояший анализ ситуации. Спасибо!
С уважением,
Таня Косинова
marchenk
Feb. 26th, 2008 06:49 am (UTC)
Re: Спасибо!
Таня, не за что. Будет интереснее и полезнее читать "мысли с места". Особенно - если они без внутреннего зажима.
До "настоящего анализа ситуации" еще далеко. Его сделает кто-то более подготовленный. Пока же - даже текущий процесс "не виден" даже из "партера", не говоря об итальянской "галерке". Меж тем - это история с объективно высокими ставками. Биографическими в том числе (от ее исхода и, главным образом, от поведения внутри ситуации зависит ход жизни всех вовлеченных). Так что пафос и историчность взгляда тут уместны.
topboot30
Feb. 25th, 2008 08:50 pm (UTC)
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке
Почитать текст со всеми комментариями можно тут
Это Ваш 3-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут.
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточник
nikadubrovsky
Feb. 26th, 2008 02:42 am (UTC)
да, замечательно написано.
autumnburn
Feb. 26th, 2008 08:53 am (UTC)
Вам удалось адекватно и чётко отразить всё то, что происходит очень быстро и у нас всех на глазах, это чрезвычайно трудно!
Спасибо!
ul_pushkinskaya
Feb. 26th, 2008 12:28 pm (UTC)
Будучи практически сторонним, но неравнодушным и внимательным наблюдателем развития истории с ЕУ, не могу сейчас удержаться от комментария. Все более грустными представляются мне перспективы этого учебного заведения, все усиливается разочарованность. Я, в основном, имею ввиду студентов, которые, несомненно, несмотря на все надежды – плоть от плоти общества, в котором живут. Уже неделя прошла с момента объявления активных действий в публичной сфере – и что же произошло за это время? Насколько я понимаю, на бумаге собрано гораздо меньше подписей, чем среди международных академиков. Чем смогли помочь студенты, на что пойти ради своей Alma Mater? Пока что предел самопожертвования – несколько часов в кафе с подписным листом. Судя по обмену мнениями в коммьюнити, некоторыми участниками это действие воспринимается как дело весьма нешуточное. При этом речь не заходила об активном сборе подписей -- хотя бы на улице перед кафе. Просто ждали «своих», к «не своим» никакого обращения послано не было. В большом городе Петербурге о ЕУ и его проблемах знает по-прежнему довольно узкий круг людей.


Это то, что поражает и огорчает больше всего – создается впечатление, что студенты сомлели от подогретого за последние дни чувства своей принадлежности к тому, что сейчас принято называть омерзительным словом «элита». На пресс-конференции Вахтин сказал, что ЕУ готовит «свободных людей». Где же они, эти свободные люди? Как отличить их от тех многих тысяч «менеджеров среднего звена», которые тихо, как мыши, сидят по своим офисам? Чего хотят, ради чего живут эти свободные воспитанники ЕУ? Где можно услышать их голос? Ведь это очень молодые люди, которым, казалось бы, должен быть свойственен некий порыв, стремление к самостоятельности, к, не побоюсь этого слова, идеалам. Удивительно, но ничего этого как-то не видно. Видны рассудительные дяди и тети, которые вместе со своим начальством убеждают весь мир, и прежде всего власть имущих, что они так ценны и уникальны, что их никак нельзя закрыть. Или студентов просит не генерировать идеи ректорат? Тогда возникает вопрос о том, что понимается под словосочетанием «свободные люди». Впрочем, кажется, администрация ЕУ не обеспечивает своих иногородних слушателей петербургской регистрацией, что, разумеется, существенно ограничивает их мотивацию к свободному волеизъявлению.

Очень боюсь, что тихо сойдет на нет это, к сожалению, действительно уникальное учебное заведение преподавателей, и студенты канут в историю вместе с ним. Возможно, некоторые запомнят «кризис» в ЕУ в связи с закрытием программы электоральной поддержки, благодаря ясной и честной позиции тех, кто ее делал, возможно, запомнят мобилизацию мировой академической общественности – а больше нечего будет вспоминать. В отличие от, например, Франции, это будет история университета без учащихся.
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

marchenk
Артем Марченков / Artem Marchenkov
МПД

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Witold Riedel